Аналитика

«Мы все в опасности»: Токаев снизил требования к водителям автобусов

«Мы все в опасности»: Токаев снизил требования к водителям автобусов

DALL-Е

18 июля президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон, вносящий изменения в законодательство, касающееся транспорта, чтобы решить проблемы нехватки водителей автобусов. Казахстанские эксперты рассказали, чем это грозит всем участникам дорожного движения. Подробнее в материале наш сайт.

Одним из ключевых нововведений стало снижение возрастного порога для получения прав категории D: с 25 до 23 лет. Также сокращается необходимый стаж работы водителем автобуса с пяти до трёх лет. Эти чтобы привлечь больше молодых специалистов в сферу общественного транспорта и уменьшить дефицит кадров.

Бесконечная череда ДТП

Эти поправки вызвали справедливое недоумение у казахстанцев: учитывая количество ДТП с участием общественного транспорта, снижение требований квалификации водителей как минимум выглядит странно.

Последние примеры: 18 июля в Алматы произошло смертельное ДТП с участием легкового автомобиля и пассажирского автобуса. Авария произошла в Медеуском районе. Водитель Toyota Windom выехал на встречную полосу и врезался в автобус частного перевозчика. В результате скончались двое пассажиров легковушки. Полиция возбудила уголовное дело.

За день до этого, 17 июля, водитель пассажирского автобуса № 32 при развороте въехал в забор частного дома и задел газовую трубу. 16 июля в Алматы 137-й автобус столкнулся с грузовиком. От удара автобус отбросило на каменный забор частного дома. Пострадали девять пассажиров.

В тот же день в Карагандинской области на трассе Алматы — Екатеринбург произошло серьёзное ДТП с участием автобуса и легкового автомобиля. В окрестностях посёлка Аксу-Аюлы автобус столкнулся с автомобилем Chery Tiggo. Водитель иномарки и двое его пассажиров погибли на месте, ещё троих ехавших в автомобиле людей и водителя автобуса госпитализировали.

5 июля в Алматы на пересечении улиц Жангельдина и Тюлькубасской столкнулись автобус и легковушка. В аварии пострадали шесть человек.

И это примеры только за последние две недели, за год подобных ДТП происходит невероятно много. 

Чем больше пассажиров, тем больше ответственность

Эксперт в области автобизнеса Максат Мирманов отметил, что каким бы ни был дефицит водителей в Казахстане, это не повод подвергать опасности всех участников дорожного движения.

«Мы все прекрасно знаем, какая в стране культура поведения водителей, особенно у тех, кто сидит за рулём общественного транспорта. Она очень грубая и наглая, чувствуется отсутствие опыта и уважения к другим участникам дорожного движения. Вся эта агрессия и социальная проблематика выливается в проблемы на дорогах. Тут мы все в опасности»,  считает он.

По его мнению, снижение возрастного порога и требований к квалификации при получении прав лишь создаст новые проблемы. Это не решение текущей ситуации с дефицитом.

«Конечно, автопарки будут лоббировать эти поправки и поддерживать их, потому что у них кадровый голод. Но это не решение, а новая головная боль для всех нас — для участников дорожного движения, для чиновников, для госавтоинспекции. Не нужно быть экспертом, чтобы это понять. Всё лежит на поверхности. Если не будут ужесточаться требования к квалификации и повышению навыков водителей, как теоретических, так и практических, ситуация на дорогах будет только ухудшаться»,  добавил Мирманов.

Повышение практических навыков — это недёшево, и не все водители смогут пройти такую программу в силу своих начальных навыков, а значит, многие кандидаты будут снова отсеяны, что опять приведёт к дефициту.

«Эта профессия очень ответственная, и сюда не следует брать тех, кто идёт за лёгкими деньгами. Властям нужно очень трезво смотреть на эти моменты. Нужно понимать, что человек, который управляет автобусом, отвечает за жизни 40–50 пассажиров и может нанести колоссальный вред на дороге, если не справится с управлением. Это невероятно высокая ответственность, а мы идём в сторону либерализации регулирующих законов»,  резюмировал он.

Автоюрист Алексей Катунцев считает, что снижение требований к водителям не означает, что уровень ДТП возрастёт.

«Никто не застрахован от ДТП, особенно те, кто много ездит, так как вероятность попасть в аварию у них выше. Это логично. Таксисты, которые часто за рулём, попадают в ДТП чаще, чем те, кто ездит только с работы до дома. Если постоянно находишься за рулём, то попасть в ДТП гораздо проще. Однако снижение требований — например, уменьшение стажа или возраста, — не должно сильно повлиять на профессионализм водителей»,  сказал автоюрист.

Катунцев добавил, что чем старше водитель, тем хуже его реакция. У молодых специалистов реакция значительно лучше, но нет опыта. Чтобы его приобрести, нужны дополнительные курсы и предподготовка. Поэтому снижение требований к водителям должно сопровождаться внедрением дополнительных курсов по повышению квалификации.

«Я предлагаю рассматривать ситуацию в разрезе времени. Можно подождать год-два и посмотреть, увеличилось или уменьшилось количество ДТП», — заключил он.

Читать также:
Около 70% казахстанских призывников непригодны к службе в армии – заслуженный тренер РК

Похожие записи

Полицейскому — дисциплинарное, общественнице — уголовное: как активистка с «Кенжехана» попала под следствие

admin

«С правом на УДО» или «без права на УДО»: так должны заканчиваться приговоры судов?

admin

Почему учёные против разделения «Казгидромета» на гидро- и метеослужбы

admin

Расходы казахстанских семей на коммунальные услуги, содержание жилья и ремонт выросли на 11% за год

admin

Будут ли взрывать: петроглифы Талдыкоргана снова оказались под угрозой

admin

Около 70% казахстанских призывников непригодны к службе в армии – заслуженный тренер РК

admin