Бизнесмен и ресторатор Александр Орлов – личность в Казахстане довольно известная. В последние несколько лет он прославился такими заведениями премиум-класса, как Queen, More&More, Dragonfly Izakaya, Manana, «Рыба Пила», сеть ресторанов «Тануки», «Орловские бани». Также рестораны Александра Орлова работают в девяти странах. Но частью этой известности стала история об уголовном деле, заведённом на бизнесмена в 2023 году, в результате чего он был объявлен в федеральный и затем в международный розыск. Весной 2024 года ударом судейского молотка в Пресненском суде Москвы была поставлена точка в этой истории.
– Господин Орлов, статей на эту тему было множество. Но хотелось бы получить достоверную информацию. Расскажите, пожалуйста, кратко предысторию. Какие были выдвинуты обвинения в ваш адрес и каков итог?
– Это был имущественный спор. Наша компания в Москве взяла в аренду объект недвижимости для одного из наших проектов. Были проведены определённые ремонтные работы под нужды бизнеса, которые, по мнению собственника, привели к снижению стоимости объекта. Собственник считал, что наша компания должна ему определённую сумму. Мы с этим были не согласны.
Было несколько судебных разбирательств. Какие-то суды выигрывали мы, какие-то – оппоненты. Но в итоге было возбуждено уголовное дело с формулировкой «нанесение вреда и порчи имуществу». Я добровольно прилетел в Россию, давал показания и лично довёл дело до его логического завершения – подписания мирового соглашения. Как итог: постановление Пресненского суда Москвы о том, что 17 апреля 2024 года дело было закрыто, все обвинения были сняты. Подтверждением тому служит справка Главного управления МВД России по городу Москве об отсутствии судимости и уголовного преследования.
Фото предоставлено PR-службой холдинга Sun Group
– И тем не менее эта история продолжает муссироваться в ряде российских и казахстанских СМИ. По-вашему, в чьих это интересах?
– Думаю, это просто недобросовестные СМИ в своём стремлении привлечь аудиторию продолжают распространять ложную информацию и писать о деле почти годичной давности, сопровождая это громкими заголовками о «беглом российском бизнесмене», за которыми ничего не стоит. По факту все подобные заявления – ложь. Я свободно перемещаюсь по всему миру, включая поездки в Россию, чтобы навестить друзей и родных. Конфликт, упоминаемый в публикациях, был урегулирован год назад.
– Была ли такая информационная атака на вас подхвачена зарубежными изданиями в тех странах, где вы ведёте бизнес?
– Нет. Только в русскоязычном пространстве. В этой связи хотел бы подчеркнуть, что если и дальше в СМИ будет появляться подобная ложная информация, то мы будем обращаться в суд, потому что речь идёт о моей репутации, о чести и достоинстве. Я за то, чтобы правду писали.
Я всегда готов к критике. Если это правда. Были случаи, когда в казахстанских СМИ появлялась конструктивная критика в мой адрес. Например, в связи с тем, что операторы call-центра моих ресторанов не ведут разговор на казахском языке или что меню в заведениях не на казахском языке. Мы отреагировали и быстро исправили эту ошибку. Но если в СМИ даётся ложная информация, я буду реагировать иначе. В правовом поле.
– Как эта ситуация с уголовным делом сказалась на деятельности вашей компании Sun Group? Можно ли сказать, что подобные события – это часть рабочего процесса в бизнесе?
– Были проведены дополнительные переговоры с нашими партнёрами, инвесторами. У них были вопросы. Я связался с каждым и лично объяснил, что этот вопрос в ближайшее время будет урегулирован. И да, в принципе, это нормальная ситуация, когда ты ведёшь бизнес. Это один из тех потенциальных рисков, к которым любой бизнесмен должен быть готов.
Что касается наших проектов, то компания никак не пострадала. Скорее наоборот – кризисная ситуация стала новой точкой роста. Sun Group продолжает следовать своей миссии – внедрять высокие стандарты гостеприимства и укреплять культурные связи через гастрономические традиции разных стран. Мы не просто открываем рестораны и места для отдыха премиум-класса. Мы создаём тренд.
Фото предоставлено PR-службой холдинга Sun Group
– Значит, в ваших планах – расширение ресторанного бизнеса в Казахстане?
– Да, у нас амбициозная цель до конца этого года открыть в Алматы ещё пять крупных проектов, в том числе новый ресторан казахской национальной кухни, первый бутик-отель в этническом стиле Yurta и уникальный QYMYZ-бар, Queen Mountain Resort и «Юг». Инвестиции в такие проекты, как Yurta, Queen Mountain Resort и «Юг» составляют не менее 12 млн долларов. Открытие запланировано на первое полугодие 2025 года.
Кроме того, мы будем развивать банные комплексы в Казахстане. В настоящий момент мы занимаемся франшизой «Орловских бань», которые приобрели популярность в Астане. Уже поступают различные предложения из других городов республики.
– Масштабирование требует и активного взаимодействия с другими участниками рынка с целью развития, улучшения конъюнктуры.
– Я убеждён, что пришла пора создать в Казахстане профсоюз, который представлял бы интересы рестораторов и отельеров в государственных органах, чтобы участники этого бизнеса не просто принимали какие-либо решения государства к исполнению, а имели возможность дискутировать, инициировать, отстаивать позицию, реформировать. В качестве примера могу привести ситуацию на рынке в период пандемии COVID-19, когда ресторанный и отельный бизнес, по сути, оказался на грани выживания. Многие заведения перестали существовать. При этом со стороны государства не было никакой существенной помощи, например, в части снижения налоговой нагрузки. Дело в том, что интересы рестораторов и отельеров некому было защищать. В итоге каждый справлялся как мог. Но в действительности же участникам рынка необходимо объединяться.