Казахстанская система государственных закупок не раз подвергалась критике. Ещё в 2022 году президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству разработать новые правила, чтобы сократить сроки закупок и повысить прозрачность процессов. На протяжении двух лет Минфин работал над поставленной задачей, и с 1 января 2025 года новый закон вступил в силу.
Что изменилось в казахстанской системе госзакупок и как это повлияет на деятельность предпринимателей, рассказал директор департамента регулируемых закупок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Руслан Шокаев.
– Руслан Танирбергенович, каковы масштабы государственных закупок в Казахстане? И почему назрела необходимость в изменении правил?
– Ежегодно в регулируемых закупках участвуют около 200 тысяч предпринимателей, это весомый пласт экономики. Объём закупок товаров, работ и услуг за девять месяцев 2024 года превысил 21 трлн тенге. Когда речь идёт о таких суммах, обеспечение конкурентности и прозрачности выходит на первый план.
Пусковым механизмом для изменения системы госзакупок стало заявление главы государства, согласно которому в приоритете должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена. Трансформация системы госзакупок вошла в план действий по реализации предвыборной программы президента.
Изменения направлены на то, чтобы цена перестала быть главным критерием при выборе поставщиков. Выигрывать будет не тот, кто предложит минимальную цену, а тот, кто предложит лучшее соотношение цены и качества.
– Какие из нововведений наиболее значимы для предпринимателей? На что стоит обратить особое внимание?
– Изменения произошли масштабные. Из 52 пунктов в законе осталось всего 29, причём практически каждого коснулись нововведения. Первое, что хотелось бы отметить, – это механизм рассмотрения жалоб. Предприниматель, который счёл решение конкурсной комиссии несправедливым, по-прежнему имеет право подать жалобу. Но если раньше рассмотрение проходило на уровне Министерства финансов, то теперь это в компетенции заказчика. Если поставщика не устроит ответ, он может обратиться в суд. В то же время конкурс считается состоявшимся, победитель приступает к работе. Это позволяет сократить сроки закупок и избежать затягивания процедур.
Обжалование итогов можно проводить только по тем конкурсам, где победитель определён комиссией. Если результат определён автоматически веб-порталом, то обжаловать его можно только в судебном порядке.
Второе важное нововведение – это внедрение системы репутации. Появились так называемые устойчивые закупки, основанные на приобретении товаров, работ и услуг с учётом социальных, экономических и экологических аспектов. У нас появился реестр потенциальных поставщиков – тех, кто соответствует квалификационным требованиям и имеет положительную репутацию. Рейтинг формируется путём сбора данных из государственных информационных систем. Значение имеют опыт работы, финансовая устойчивость, отсутствие налоговых задолженностей, размещение финотчётности в открытом доступе и прочее.
Кроме того, правила предусматривают запрет на участие в госзакупках для поставщиков, чьи руководители или учредители ранее совершили коррупционные правонарушения. Также к участию не допускаются потенциальные поставщики, имеющие просроченную задолженность по зарплате.
– То есть для поставщиков услуг условия стали более суровыми?
– Да, так и есть. В идеале между правами и обязанностями предпринимателя должен быть паритет, но пока нам не удалось его достичь. В текущем варианте у заказчика несколько больше свобод.
Но и в обновлённой версии правил есть немало пунктов, направленных на поддержку предпринимателей. Например, создание единой платформы закупок. Раньше у нас было несколько площадок: портал для квазигосударственного сектора, портал группы компаний «Самрук-Казына» и портал для госорганов. Они существовали независимо друг от друга, и на каждой площадке действовали свои правила. Предпринимателям приходилось держать в штате отдельного человека, который будет разбираться в каждой из систем.
Сегодня у нас появилась единая платформа Zakup.gov.kz, в которую интегрированы все остальные порталы. Пока мы не можем стандартизировать процесс для всех видов закупок, поскольку правила у госорганов и квазигоссектора разные. Но ориентироваться предпринимателю стало гораздо проще.
Есть также меры для поддержки МСБ. Товары, работы и услуги стоимостью до 50 000 МРП будут закупать исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства, не считая строительного сектора. Кроме того, установили ограничение для квазигоссектора. То есть для компаний, значительной долей акций которых владеет государство и которые могут участвовать в тендерах в качестве поставщиков. Так вот, если в конкурсе участвуют не менее двух поставщиков из частного сектора, то квазигосударственные компании не вправе принимать участие. Это сделано в целях исключения государственного участия на рынках с развитой конкуренцией.
Также в системе госзакупок появилось понятие EPC-контрактов, изменились критерии демпинга, условия передачи работ субподрядчикам и многое другое.
– Что такое EPC-контракты для строительства под ключ и какие перспективы открываются для бизнеса в этой связи?
– Теперь реализацией строительных проектов может заниматься один поставщик. То есть одна компания будет и разрабатывать ПСД, и закупать материалы, и строить, и даже оснащать здание. Это позволит сократить сроки строительства и сосредоточить ответственность на конкретном поставщике.
Конкурс на строительство под ключ идёт одним лотом, а к потенциальным поставщикам предъявляют особые квалификационные требования. Выиграть такой конкурс смогут только устойчивые строительные компании с опытом работы.
– При этом количество работ, которые можно передать на субподряд, снизили с 50 до 30%. Получается, на победу могут рассчитывать только строительные гиганты?
– Раньше можно было передать субподрядчикам до 66% работ, потом снизили до 50%, а теперь и вовсе до 30%. Это спорная мера. С одной стороны, мы повышаем скорость проведения работ и снижаем количество рисков, с другой – ставим в невыгодное положение малый и средний бизнес строительного сектора, так как определённые виды работ невозможно выполнить без субподрядчика из-за технологической сложности объекта. Разумеется, многие предприниматели выступали против. Но решение всё же приняли. Как это скажется на бизнесе, пока неясно.
– А как сообщество казахстанских предпринимателей оценивает новый закон в целом?
– Правила только вступили в силу, поэтому давать оценку ещё рано. В целом механизм совершенствуется, и на добросовестных предпринимателях нововведения скажутся положительно. Но остался ряд нерешённых вопросов.
Во-первых, госорганы по-прежнему задерживают оплату. В ноябре 2024 года НПП «Атамекен» предоставила Генпрокуратуре информацию об имеющихся задолженностях примерно на 15 млрд тенге по договорам о государственных закупках. По некоторым договорам платежи не производили более четырёх лет. Поставщик выигрывает конкурс, приступает к работе, вкладывает свои ресурсы, а потом годами не может получить оплату труда – проект стоит замороженный, бизнес теряет деньги. К сожалению, в новом законе так и не появился механизм для решения этой проблемы.
Во-вторых, несогласованность между электронным магазином товаров и справочником товаров, работ и услуг. Поясню: в электронном магазине при выборе товара «Жидкость для обезжиривания поверхности перед нанесением лакокрасочных материалов» система позволяет выбрать код товара, изъятый из национального режима, например «Средство моющее для полов». Код товара не привязан к карточке товара, и это создаёт путаницу.
В-третьих, отсутствие полноценной интеграции веб-портала со сторонними информационными системами. Если поставщик попадает в реестр недобросовестных участников госзакупок, то должен автоматически исключаться из перечня квалифицированных потенциальных поставщиков. Но на деле этот механизм работает не всегда, и недобросовестные поставщики продолжают участвовать в конкурсах.
– Планирует ли Минфин устранять эти недочёты? И если да, то как именно?
– С 1 января система госзакупок начала работать по-новому, но это не значит, что работы по её совершенствованию окончены. И на уровне палаты, и на уровне правительства эти вопросы обсуждают, по-прежнему функционируют рабочие группы. Думаю, в правила ещё будут вносить изменения с учётом правоприменительной практики. Мы оповещаем предпринимателей обо всех изменениях в этой сфере через профильные ассоциации.