
Месяц назад Комитет государственных доходов сообщил о том, что квота на льготный ввоз электромобилей в Казахстан полностью исчерпана. Это значит, что в течение 2025 года из зарубежных стран в страну завезли 15 000 электромобилей без таможенных пошлин. Однако постфактум выяснилось, что программой, разработанной государством для физических лиц, воспользовались наиболее предприимчивые участники рынка. Об этом стало известно из интервью президента Казахстанского автомобильного Союза Анар Макашевой и директора Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артура Мискаряна.
Макашева отмечает, что льготы на ввоз электромобилей в Казахстан были предусмотрены в рамках ЕАЭС именно для личного пользования.
«Квота предназначалась только для физических лиц, не для бизнеса. Казахстанцам никто не запрещает возить или перепродавать автомобили (говоря о продаже — прим. ред.) — ты, главное, заплати налоги и правильно оформи свой вид деятельности. Мы призываем к тому, что заниматься бизнесом нужно легально», сказала президент ҚАО.
Коротко о льготах на электрокары
Льгота распространяется на электромобили, относящиеся к категории товаров по коду ТН ВЭД 8703 80 000 2. Освобождение от ввозной пошлины действует в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии. Первая квота на электромобили была введена в 2022 году и составляла 10 тысяч машин. С 2023 по 2025 годы её ежегодный объём увеличили до 15 тысяч.
Артур Мискарян, в свою очередь, отметил, что квота на льготный ввоз в предыдущие годы была использована не более чем наполовину. В 2025 году, вероятно с ростом популярности электромобилей в стране, квота полностью освоена ещё до окончания года.
«Государство каждый раз говорило тогда о том, что есть конкретные сроки и критерии, дальше всё – окно закрывается. С другой стороны находится группа лжепредпринимателей, которые пытаются извлечь extra money и путём информационного давления, путем политического где-то даже давления пытаться воздействовать на регулятор. Здесь нужна конкретная, решительная позиция со стороны регулятора, который будет следить за тем, чтобы принятые требования, условия были чётко соблюдены, и смотреть за тем, кто завозит автомобиль, потому что нет никакой проблемы завезти для своего личного пользования. Другое дело – если вы делаете из этого бизнес. В таком случае извольте вести бизнес по прозрачным и справедливым правилам», заключил Артур Мискарян.

Эксперты авторынка обратили внимание соответствующих органов и общественности на недобросовестных посредников, которые использовали квоты граждан Казахстана для беспошлинного ввоза и перепродажи электромобилей внутри страны и за рубеж, заработав на этом несколько десятков миллиардов тенге. Всё это привело к тому, что появился дисбаланс в цене между официальными и «серыми» дилерами в размере НДС, а квота быстро исчерпалась.
В соцсетях ранее было опубликовано сообщение, в котором автор признал намерение своего сына обойти уплату налогов, воспользовавшись квотой на беспошлинный ввоз электромобилей для физических лиц.

«Если в Казахстан по квоте ввезли 15 тысяч электромобилей, то в автопарке на сегодня их должно быть 27 тысяч, однако на 1 октября 2025 года в парке зарегистрировано всего 16 тысяч электромобилей. Значит, 11 тысяч электромобилей были вывезены из Казахстана. И только в данном конкретном случае потери бюджета составили порядка 30 миллиардов 360 миллионов тенге, а это — зарплаты учителям, врачам, работникам коммунальных служб, поясняет глава ҚАО.
Она также добавила, что официальные представители брендов электромобилей в Казахстане соблюдают ряд обязательств перед государством, потребителями и зарубежными партнёрами, платят налоги, зарплаты,обеспечивают гарантию, сервисное обслуживание, инвестируют в обучение сотрудников, развитие дилерской сети.
Влияет ли утильсбор на цену казахстанских авто
Кроме того, интервью автоэксперты обсудили актуальную тему утилизационного сбора, в частности, кто является его бенефициаром.
По информации президента ҚАО, казахстанские автопроизводители перечисляют утильсбор в «Жасыл даму» — дочернюю компанию министерства экологии и природных ресурсов РК. После этого «Жасыл даму» возвращает уплаченную сумму обратно производителям. Вместе с тем ҚАО предлагает правительству Казахстана изменить эту схему и перейти на механизм взаимозачёта.
«Таким образом, в цене автомобилей отечественного производства «не сидит» утильсбор, то есть для потребителей при покупке автомобилей казахстанского производства утильсбор не включается в цену», заключила Анар Макашева.
Артур Мискарян при этом напомнил, что соседние страны последовательно повышают тарифы утильсбора и других налогов с целью защиты своих рынков. Казахстан же, напротив, в феврале 2022 года снизил утильсбор на 50 % для всех видов техники.
На сегодня ввоз электромобилей в РК регулируется двумя различными режимами: ввоз по национальным обязательствам Республики Казахстан в рамках ВТО. Ввозная пошлина – 0 %, НДС – 12 %. К слову, и от уплаты утильсбора за электрокар казахстанцы освобождены.
Читайте также: