Аналитика

Повышение НДС нам нужно? Экономист объясняет, почему бюджету страны срочно понадобились наши деньги

Повышение НДС нам нужно? Экономист объясняет, почему бюджету страны срочно понадобились наши деньги

Иллюстрация создана с помощью нейросети Midjourney

Правительство планирует закрывать бюджетную дыру за счёт граждан: в Казахстане обсуждается повышение НДС. наш сайт приводит мнение экономиста Алмаса Чукина, который объясняет, почему у страны нет другого выхода, кто больше всего пострадает и что нужно делать, чтобы реформа не обернулась катастрофой.

Рост НДС с 12 % до 20 % и снижение порога регистрации с 78 до 15 млн тенге могут серьёзно ударить по карманам казахстанцев. Этот налог влияет на всех — от крупного бизнеса до рядовых потребителей, повышая цены на товары и услуги. 

По уши в долгах

Казахстан столкнулся с серьёзным дефицитом бюджета: доходы не покрывают постоянно растущие расходы. В 2024 году при расходах в 23 трлн тенге страна собрала только 12 трлн в виде налогов, а разрыв закрыли за счёт Нацфонда, продажи акций крупных компаний и займов.

В 2025 году ситуация ещё критичнее: расходы увеличились до 25 трлн тенге, а доходы запланированы на уровне 15 трлн. Алмас Чукин отмечает, что таким образом Казахстан движется к полному истощению Нацфонда к 2035 году.

«С ковида мы хорошо залезли в Нацфонд, и другого выхода не было. Работать перестали, а расходы надо было как-то покрывать. Проблема ещё в том, что расходы эти растут автоматом — меняется МРП, индексируются все выплаты, к нему привязанные. Сейчас, помимо чьей-то воли, обязательства государства растут на два триллиона в год. И это не считая влияния инфляции, в результате которой все стройки и другие проекты, финансируемые государством, приходят за коррекцией смет, так как заложенных вначале в смету денег не хватает», подчёркивает экономист.

Повышение НДС нам нужно? Экономист объясняет, почему бюджету страны срочно понадобились наши деньги

Выходит так, что повышение налогов — это единственный путь для менее болезненной стабилизации бюджета. Однако Чукин акцентирует внимание на важности комплексного подхода: 

«Я поддерживаю необходимость приведения в порядок госбюджета и не вижу никакого другого пути, кроме повышения налогов. Но просто повышение налогов без контроля расходов и изменения экономической политики приведут только к худшим результатам».

Но почему именно НДС? Ведь есть ещё КПН — налог, который платят компании, и ИПН — налог для физических лиц.

«Бюджет сидит на трёх китах — НДС, КПН и ИПН. КПН трогать нельзя — это по сути фонд развития компаний, без прибыли не будет инвестиций и кредитования. ИПН ничего особого не даст, шума будет много, а толку мало. НДС — самый нейтральный налог с точки зрения бизнеса, поскольку он является налогом на потребление, и платит его в конечном счёте народ», комментирует экономист. 

Тем не менее отрасли ощутят повышение по-разному. Например, банки пострадают больше, так как их услуги освобождены от НДС, а зачесть налог им не с чего. 

Читать также:
Итоги 2024 года по версии международной торговой площадки ITS

Огорчились и смирились

Для конечного потребителя повышение НДС выльется в увеличение стоимости товаров примерно на 8 %. К цене товара и так суммировался налог в 12 %, теперь будет 20 %, хотя власти обсуждают и 16 %, и 18 %.

«Сказать, что это конец света, неправда. Мы пережили в 2023 году 20 % инфляцию — огорчились. В 2024 добавили ещё 8 % инфляцию к тем двадцати, и курс упал на 20 % — тоже привыкли. Так что чисто по цифрам для экономики изменение НДС не катастрофа, а временный тормоз», говорит Чукин. 

Звучит парадоксально, но это вполне может стать антиинфляционной мерой. Цены растут — спрос падает, соответственно, баланс спроса и предложения выравнивается. 

Но главный вопрос — кому вернутся собранные деньги? Здесь важно понимать, что НДС перераспределяется в дальнейшем через госрасходы. 

«Когда шумят и кричат про правительство, которое залезает в кошелёк людей, не надо забывать, что правительство эти деньги себе не заберёт. Оно вернёт через госрасходы эти деньги обратно населению. Богатые платят больше, а получают из бюджета обычно меньше, так как реже ходят в госбольницы, не получают пособия, отправляют детей в частные школы»,  объясняет экономист. 

Получается, что таким образом налоги на потребление снижают социальное неравенство за счёт перераспределения доходов через госбюджет. 

«Нет» госрасходам

По мнению Чукина, повышение НДС должно сопровождаться серьёзными реформами. Итак, что нужно менять в системе?

  • Оптимизация госрасходов: статьи расходов нужно пересмотреть не просто на соответствие смете, а на предмет её реальной необходимости — стоит ли вообще тратить на это деньги? К тому же нужно улучшить систему госзакупок.
  • Сокращение льгот: фактически льготы — это скрытые расходы бюджета, выраженные в недополученных доходах. В стране существует множество «чёрных дыр», таких как СЭЗы, которые не приносят реальной пользы, но при этом освобождены от уплаты НДС.
  • Улучшение администрирования: возврат НДС экспортёрам, особенно сырьевым компаниям, остаётся острой проблемой, но альтернативы этому нет. Если страна хочет развивать экспорт, нельзя обременять его дополнительными 20 % налога — это мировая практика, и менять её невозможно. При этом с импортёров НДС взимается, но не компенсируется. 

Дискуссия о налогах заставляет страну задуматься о своём будущем. Повышение НДС — болезненная, но необходимая мера. Однако без кардинальных изменений в управлении госфинансами оно не даст долгосрочного эффекта.

наш сайт опросила других экспертов, чтобы узнать, чего ждать казахстанцам от увеличения НДС и кому придётся затянуть пояса.

Похожие записи

Курсантов МЧС осудили за дачу взятки в пять тысяч тенге — они отвергают обвинения

admin

Как появляются лекарства

admin

Квартира для любовницы: КНБ задержал главу военно-следственного управления МВД в Актау 

admin

Тёмные дела на АНПЗ: почему гендиректор завода не хочет его развивать?

admin

Спроса нет: в Шымкенте резко подорожало мясо

admin

Болезнь Альцгеймера: как заметить первые симптомы и улучшить качество жизни больного и семьи

admin