Ранним утром в 5.20 в Астане под окнами жилого комплекса «Рахат» нашли труп первого заместителя директора Службы внешней разведки КНБ. Ему было 43 года, в Комитете нацбезопасности он проработал 20 лет, нареканий не имел до вчерашнего дня, а фамилия его Алпысов. Главный редактор наш сайт Гульнар Бажкенова высказала своё мнение по поводу происходящего.
«Органы полиции начали досудебное расследование. Уточняются обстоятельства произошедшего», — скупо сообщила пресс-служба КНБ.
Более многословными, как обычно, оказались анонимные телеграм-каналы, со ссылкой на свои источники сообщившие первые версии следствия — суицид или падение с высоты. Ну если вы имеете труп под окнами многоэтажки — тут, как говорится, к гадалке не ходи.
Это не первый работник КНБ прыгает в окно. Казахстанские офицеры почему-то часто выбирают именно такой метод сведения счётов с жизнью. Свойственный женщинам. Офицеры по классике стреляются. Но в Казахстане опять-таки стреляются неловко, порой приходится делать по несколько выстрелов себе в сердце, потом в висок, как генерал Сулейменов в Таразе в начале Кровавого января 2022 года. Поэтому чаще всё-таки в окно. Так надёжней. И полковник КНБ, начальник 11-го антитеррористического отдела Азамат Ибраев 8 января 2022 года тоже не стал тратить пули, а действовал наверняка. Бросился вон из окна собственной кухни.
Удивительно тонкая душевная организация у наших силовиков. В самый ответственный момент, когда так нужны их свидетельства, принимают роковые решения. И всё — нет человека, нет показаний. Хотя если рассудить по закону, могли бы пойти на сделку с правосудием и вообще избежать наказания в обмен. Но Ибраев предпочёл унести секреты с собой в могилу. Так же, как до него 9 июля 2008 года директор Специальной информационной службы КНБ генерал-майор Жомарт Мажренов, покончивший с собой прямо в камере СИЗО КНБ. Оказывается, там возможно. Сначала общественности его смерть попытались объяснить инфарктом миокарда, потом передумали. Политолог, специалист по центральноазиатским режимам Аркадий Дубнов так прокомментировал очередную загадочную смерть Deutsche Welle:
«Трагическая гибель генерала Мажренова, кажется, обречена на то, чтобы пополнить собой список тайн, которыми полна новейшая история суверенного Казахстана: таинственные исчезновения, нераскрытые убийства, так называемые самоубийства с контрольным выстрелом в голову… Очевидно, что версия самоубийства кадрового казахстанского чекиста, официально предложенная комитетом нацбезопасности, выглядит странно. Во-первых, не указано даже, когда генерал Мажренов покончил с собой в СИЗО КНБ. Во-вторых, нет ссылок на судебно-медицинскую экспертизу. В-третьих, нет данных о том, как это произошло и кто несёт ответственность за эту трагедию. Согласитесь, допустить самоубийство высокопоставленного генерала-чекиста в СИЗО главной спецслужбы страны — это не в собственном служебном кабинете позволить застрелиться из именного табельного оружия…»
Прошло 17 лет, сменились президенты, страна пережила катарсис Кантара, организованный руководителями печально известной спецслужбы, но ничего, получается, не изменилось. Ни по форме, ни по содержанию, ни по исполнению.
Первый заместитель директора внешней разведки КНБ Б. Алпысов безупречно служил в КНБ 20 лет, а вчера ему и определённому личному составу было объявлено, что в работе его выявлены «серьёзные нарушения». Так «Орде» сообщил сотрудник, пожелавший остаться нераскрытым. Эти «серьёзные нарушения», на минуточку, — передача информации за рубеж, то есть измена Родине. Сегодня его должны были арестовать, и «он не захотел суда и позора». Ничего себе инсайды! Почему изменника Родины не арестовали тут же, вчера? Зачем отпустили домой? Чтобы принял правильное решение?
16 сентября 2024 года был уволен шеф погибшего — директор внешней разведки КНБ Амерханов. Тогда враждебные Астане информационные ресурсы, такие как вещающая из Лондона «Республика», связали это кадровое решение с убийством в Киеве оппозиционера Айдоса Садыкова, в котором оказались замешаны сотрудники силовых органов Казахстана — действующие, или бывшие, или работавшие под прикрытием. Следствие в Украине официально подозревает в убийстве граждан Казахстана Алтая Жаканбаева и Мейрама Каратаева. Они засветились на многочисленных камерах наблюдения; установлено, когда казахстанцы приехали в Киев, где жили — недалеко от Садыковых, чтобы вести наблюдение, — на чём передвигались…
22 июля Алтай Жаканбаев сам сдался полиции в Астане, как сообщила Генпрокуратура, был помещён под арест, и с тех пор о нём ни слуха, ни духа. Все запросы «Орды» правоохранительные органы просто игнорируют. Связав всё это с увольнением начальника внешней разведки, журналисты, конечно, могли натянуть сову на глобус просто из чувства глубокой неприязни, но я сделаю ещё одну спорную натяжку.
За три дня до прыжка в окно очередного разведчика на ютьюб-канале Айдоса и Натальи Садыковой «Басе» прозвучали прямые обвинения в организации заказного убийства в адрес определённых сотрудников КНБ.
Наталья Садыкова обвиняла нашу бесславно славную службу в убийстве мужа с самого начала, но на этот раз назвала конкретные имена. Причём ещё живой Айдос Садыков сам рассказывает, как человек, ныне такой же могущественный в Казахстане, как в былые времена Рахат Алиев, прислал к нему гонца с требованием удалить с канала запись лично о нём и делах на таможне «Хоргос». Это произошло на парковке торгового центра в Киеве, Садыковы обратились в полицию Украины, и видеозаписи подтвердили их слова. Но человека с ультиматумом так и не нашли.
Другое моё спорное натяжение из разряда «нас отвлекают»: вчера вечером в Шымкенте на пороге акимата стреляли в замакима города, бывшего депутата мажилиса, молодого, но уже известного политика Руслана Берденова. Неслыханное дело, страна взбудоражена. А утром в Астане нашли бездыханное тело первого зама директора внешней разведки КНБ. Я не к тому, что два инцидента связаны содержательно, бог с вами. Я к тому, что, может быть, кто-то решил, что лучшего времени и не найти. Ведь гибель целого первого зама целой внешней разведки страны едва заметили на фоне выстрелов в Шымкенте.