Содержание
Подготовленное Министерством энергетики РК решение об отмене предельных цен на ГСМ — это непростое, но давно назревшее и бесспорно неизбежное решение. Так считает эксперт нефтегазового сектора из Атырау Артур Шахназарян, сообщает наш сайт.
Взяты за горло и прижаты к стенке
Ситуация, откровенно говоря, уже безысходная для нефтяников и нефтепереработчиков — взяты за горло и прижаты к стенке. Причин много, целый комплекс проблем. Невозможно дальше придерживаться системы «предельных цен», введённой 10 лет назад тогдашним правительством РК, и при этом требовать от нефтяников обеспечить внутренний рынок стабильными поставками ГСМ.
Запас прочности, полученный от модернизации всех трёх казахстанских НПЗ, исчерпан полностью. Будучи сам сотрудником Атырауского НПЗ, я знаю не понаслышке, что АНПЗ бьёт рекорд за рекордом по переработке нефти, уже даже превышая имеющиеся мощности. Но ситуация на рынке не только не выправляется, а всё больше ухудшается. Также о рекордах переработки заявляет Павлодарский НХЗ. Казахстанские НПЗ достигли пределов своего производства, а спрос продолжает расти.
Перебои с тем или иным нефтепродуктом на рынке учащаются. Повышение цен на ГСМ — не самоцель решения об отмене предельных цен, которые изначально были назначены административно, без учёта экономических реалий. Главная задача — устранить перекосы и начать коренное, поэтапное и системное изменение всей системы ценообразования на нефтепродукты в Казахстане. Необходимо внедрить рыночные факторы, такие как спрос и предложение, и наладить их баланс — сегодня производство и рынок существуют раздельно, что недопустимо.
Тупик дотаций на триллион
Аналитика Министерства энергетики РК показывает: нефтяная отрасль зашла в тупик и исчерпала свои возможности обеспечения рынка в рамках предельных цен. Диспаритеты цен на нефтепродукты с соседними странами, дисбалансы в отрасли, резкий рост серого рынка и даже факты прямой контрабанды — всё это ведёт к нарастанию дефицита запасов нефти, снижению добычи и достижению предельных возможностей всеми тремя казахстанскими НПЗ.
Всё это в совокупности ведёт экономику страны к серьёзным потерям. По оценкам, кросс-субсидирование — обеспечение других отраслей дешёвыми нефтепродуктами — обходится бюджету в более чем 1 трлн тенге в год (около $2 млрд). Эти средства направляются на поддержку железной дороги, сельского хозяйства, ТЭЦ вместо того, чтобы развивать нефтяную отрасль.
В результате снижается добыча нефти на зрелых месторождениях с 35 до 30 млн тонн в год, растёт аварийность на НПЗ (до 50 инцидентов в год), обостряется нехватка ГСМ. Снижение производственных показателей оказывает негативное влияние на социально-экономические показатели, налоги и акцизы в бюджет, а также приводит к отсутствию новых рабочих мест. Всё это ведёт к росту социального напряжения в нефтяной отрасли, которая является базисом экономики Казахстана.
Между тем, по некоторым оценкам, эффект от выравнивания цен и инвестиций в добычу и переработку нефти может дать стране до 80 млн тонн нефти (практически годовой уровень добычи), создать 12 тысяч новых рабочих мест, обеспечить поступления в бюджет в размере 7,8 трлн тенге и профинансировать инфраструктурные проекты.
Контрабандист всегда готов к перетоку
Вопрос, который уже стал мемом: «Казахстан — нефтяная страна, а почему на АЗС постоянные перебои?» Ответ прост: цены слишком низкие, а потому топливо утекает через серые схемы.
Стоимость бензина АИ-92 в Казахстане 205 тенге за литр, в России — 288 тенге, в Кыргызстане — 385 тенге, а в Узбекистане — 489 тенге. Дизельное топливо в РК стоит 295 тенге за литр, тогда как у соседей — от 355 до 528 тенге. Этот разрыв в ценах провоцирует вывоз топлива за границу нелегальными схемами и затрудняет модернизацию НПЗ.
По данным Минэнергетики РК, ежемесячно через серые схемы перетекает от 10 до 50 тыс. тонн топлива. Это подтверждается снижением запасов АИ-92 и дизтоплива с 1 млн тонн до 600 тыс. тонн за 2024 год. Запасы автобензина сократились с 453 до 362 тыс. тонн (минус 20 %), а дизтоплива — с 554 до 264 тыс. тонн (минус 52 %). Это происходит несмотря на то, что казахстанские НПЗ произвели 10,7 млн тонн топлива, что на 104 % больше, чем в 2023 году.
Усилен контроль на границе: АФМ, КНБ, МВД приняли комплекс мер, включая дифференцированные цены для транзитных иностранных перевозчиков, запреты на переносы ремонтов НПЗ и другие меры. Однако переток остается стабильно высоким. При протяжённости границ с Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном в 11 тыс. км физически перекрыть его невозможно.
Парадокс импорта
В 2019 году после модернизации трёх НПЗ Казахстан впервые начал экспортировать ГСМ в Европу и Центральную Азию. Однако из-за ценового диспаритета экспортная эра длилась недолго. Сегодня страна вынуждена импортировать топливо, причём по парадоксальной схеме: нефтетрейдеры КМГ покупают его в России дороже, а продают в Казахстане дешевле в рамках предельных цен, что приводит к прямым убыткам.
Ответ на дефицит — производство
Решение только одно — наращивать производство. Прогнозируемый рост численности населения Казахстана с 20 до 27,7 млн человек приведёт к увеличению спроса на топливо. К 2030 году дефицит составит: бензина — 1,7 млн тонн, дизтоплива — от 2 до 4 млн тонн, авиатоплива — до 0,6 млн тонн в год.
Для решения проблемы необходимо расширить мощности Шымкентского НПЗ с 6 до 12 млн тонн, Атырауского НПЗ — с 5,5 до 6,7 млн тонн, Павлодарского НХЗ — до 8 млн тонн. Также требуется построить четвёртый НПЗ на 10 млн тонн с запуском в 2040 году. Для этого потребуется $19 млрд инвестиций.
Шоковой терапии не будет
Правительство планирует плавный переход на новую систему ценообразования. В ближайшие месяцы бензин может подорожать на пять тенге за литр, что не окажет значительного влияния на автомобилистов.
Себестоимость бензина на НПЗ составляет 157 тенге за литр, дизтоплива — 236 тенге. Поднятие цен на пять тенге увеличит расходы на 1000 тенге в месяц для среднестатистического автомобилиста.
Да, рост цен неприятен, но он неизбежен. Сегодня издержки несут нефтяники, но это долго продолжаться не может. Дойную корову тоже нужно кормить, чтобы она давала больше молока. И если мы хотим стабильности, то пора перестать откладывать решения и начать действовать.