15 марта этого года на Национальном курултае Касым-Жомарт Токаев часть своей речи посвятил петроглифам, призвав защитить их от разрушения. Активисты, выступающие за сохранение наскальных рисунков в окрестностях Талдыкоргана, тогда ликовали. А ещё две недели спустя акимат Талдыкоргана объявил о запрете добычи диорита на одной из сопок хребта Кызылтас — той самой, за которую и боролись активисты. Казалось, что это победа. Но прошло три месяца, и теперь уже это победой не кажется. Почему петроглифы на сопке Темир снова могут оказаться под угрозой, рассказывает наш сайт.
Позитив от акима
Подробно о ситуации вокруг сопки Темир мы уже рассказывали в наших предыдущих материалах.
Поэтому вкратце. В 1970-е годы на одной из сопок в окрестностях Талдыкоргана разработали карьер по добыче диорита — сырья для производства бетона. В 2019 сопку в аренду взяла компания «Темирбетон» — один из основных производителей бетона в Казахстане. В 2023 году она начала проводить там взрывные работы. И осенью того же года активисты нашли на сопке петроглифы — с этой точки и начинается скандал, который, казалось бы, закончился весной этого года. Но нет.
В качестве компромисса акимат Талдыкоргана тогда называл выделение «Темирбетону» другого участка. Речь шла о карьере недалеко от реки Каратал. Но, как оказалось, тут тоже была загвоздка — в этом карьере строительной компании однажды уже запретили вести добычу. Потому что Талдыкорган растёт, и в какой-то момент границы города стали находиться на расстоянии менее чем в 1000 метров от карьера. В октябре 2023 управление земельных отношений области Жетысу запретило использовать это месторождение, а чуть позже запрет подкрепило представление Специализированной природоохранной прокуратуры.
Но после того, как им запретили добывать диорит и на сопке Темир, представители «Темирбетона» подали иск в суд. И выиграли его. Причём ещё 3 июня. Суд первой инстанции признал за строительной компанией право добывать диорит и на «Каратале», и на сопке «Темир».
Когда об этом узнали активисты, то поняли, что говорить о победе в скандале с петроглифами ещё рано. Представители общественного фонда «Охотники за петроглифами» связались с акиматом Талдыкоргана, договорились о личной встрече с акимом Ернатом Базилом, позвали корреспондента наш сайт и… В городском акимате по этому поводу собрали совещание, на котором был и градоначальник, и представители «Темирбетона», и центра по охране историко-культурного наследия области Жетысу. Впрочем, что было даже к лучшему.
Обсуждение вопроса было недолгим и закончилось, казалось бы, на позитивной ноте. Основным излучателем позитива стал именно аким Базил. Он правда думал, что общаться с ним будут по теме реализации каких-то проектов, связанных с петроглифами. Но в целом активистов поддержал.
«Петроглифы нам нужны, это наша история. Я двумя руками за. Не переживайте, нам тоже не нужны скандалы», — заверил Ернат Базил.
Хотя на самом деле повод для переживаний всё-таки есть.
Добыча остановлена. Пока что
Повод для переживания — это апелляция прокуратуры на решение Специализированного межрайонного экономического суда области Жетысу. Прокуроры считают, что всё-таки добывать диорит на месторождении «Каратал» незаконно — из-за той самой близости к границам Талдыкоргана. В «Темирбетоне» считают, что они ничего не нарушают, потому что в их распоряжение этот участок перешёл ещё в середине нулевых, когда требования законодательства были другими.
Рассмотрение апелляции пройдёт в областном суде 12 августа. Аким Талдыкоргана Ернат Базил уверен, что это будет чистой формальностью: суд не встанет на сторону прокуратуры, «Темирбетон» начнёт спокойно добывать диорит в карьере «Каратал», а петроглифам на сопке Темир ничего не будет угрожать.
Однако активисты «Охотников за петроглифами» и представители «Темирбетона» всё-таки по этому поводу испытывают чувство вполне объяснимой тревоги. Потому что если прокуратура апелляцию выиграет, то в распоряжении строительной компании снова останется один карьер — тот самый, на сопке с петроглифами. И на вопрос активиста «Охотников за петроглифами» Юрия Дорохова, вернутся ли они на сопку в случае проигрыша в суде, представители «Темирбетона» тяжело вздохнули и развели руками — то есть вернутся. А это означает продолжение начавшегося в прошлом году скандала. Который пока находится в стадии заморозки.
«Сейчас «Темирбетон» не ведёт добычу диорита нигде. Мы убрали технику с сопки и не начинали добычу в карьере «Каратал»», — сказала журналисту наш сайт юрист «Темирбетона» Алия Абдрахимова.
Хотя есть ещё один участок. Он находится на границе Каратальского и Ескельдинского районов области Жетысу. Правда, он тоже проблемный. На эту территорию есть право на разведку золота у ещё одной компании. Если она от него откажется, то «Темирбетон» планирует запросить у Минпрома лицензию на его разработку под добычу диорита. И тогда не нужны будут ни сопка Темир, ни месторождение «Каратал». Строители надеются, что добиться отказа от контракта на разведку золота получится, потому что пока драгметал там никто не искал. Аким Талдыкоргана тоже обещал подключиться к решению этого вопроса. А пока представители «Темирбетона» настаивают, что они оказались под угрозой закрытия.
Они же памятники!
Если предположить, что сопку Темир действительно оставят в покое, что будет дальше? Активисты настаивают на создании в Кызылтасе археопарка. Ну или, как минимум, к признанию петроглифов из окрестностей Талдыкоргана археологическими памятниками и созданию вокруг них охранной зоны.
И над этим уже работают. По словам завотдела центра по охране историко-культурного наследия области Жетысу Жандоса Адамжанова, уже с конца мая на хребте идёт паспортизация петроглифов. Проводит её организация КазНИПИ. И по словам исполнительного директора фонда «Охотники за петроглифами» Ольги Гумировой, организация эта вызывает доверие.
Как рассказал представитель КазНИПИ, куратор проекта Евгений Бедырев, часть объектов они уже изучили на местности:
«Сейчас собранный материал изучают. В ближайшее время наши ребята снова отправятся на Кызылтас — две экспедиции поедут».
По словам Жандоса Адамжанова, процесс паспортизации должен закончиться примерно к середине сентября. Евгений Бедырев называет такие же примерно сроки. После этого эксперты должны вынести заключение, стоит ли брать петроглифы Кызылтаса под охрану государства. Если да, то будет разрабатываться соответствующий проект постановления.
«После паспортизации мы должны включить этот объект в предварительный список памятников местного значения. И он уже будет под охраной. Через три года его можно будет включать в государственный список», — объяснил Жандос Адамжанов.
Государственную охрану на местном уровне петроглифы Кызылтаса потенциально могут получить до конца 2024 года — такие сроки назвал Адамжанов. Это будет означать, что на них нельзя будет вести определённые виды хозяйственной деятельности. Взрывать их запретят.
А что можно? Пасти скот, например. Так что местным пастухам возможный охранный статус сопок Кызылтаса не помешает.
А ещё всё нормально будет для туристов. Активисты «Охотников за петроглифами» и местные общественники из Талдыкоргана как раз и выступают за то, чтобы петроглифами сюда привлекали людей. Аким города, как сказано выше, тоже за. Он считает, что для этого нужно будет привлечь инвестора, который бы и реализовал здесь туристический проект. В каком именно виде, он предлагает решать после того, как эксперты КазНИПИ вынесут заключение. Осталось дождаться конца сентября.