Содержание
После Кантара и транзита власти часть заметных фигур прошлого аккуратно уехала за границу руководить посольствами. Эта старая традиция «Старого Казахстана» нашла свою реинкарнацию и при президенте Токаеве. Но если Назарбаев часто отправлял в другие страны (и за решётку) потенциальных претендентов на президентский трон, то Токаев делает это с людьми самого Назарбаева. наш сайт рассказывает, кто из чиновников старой элиты сейчас возглавляет посольства РК в разных странах.
Кто и с чем уехал
Даурен Абаев — Россия
Даурен Абаев долгие годы был верным человеком Нурсултана Назарбаева. Пресс-секретарь Назарбаева, который после стал министром информации и общественного развития, позже — министром культуры и спорта. В 2023 году его назначили послом в РФ. Даурен Абаев не был участником крупных коррупционных скандалов, но часто попадал в неловкие ситуации.
Его критики обязательно припомнят регулирование медиа, спорные оценки уровня свободы слова в Казахстане, а фраза про «пещерный национализм» (на пике дискуссий о языковых патрулях) вызвала много споров в стране. В 2023 году его назначали послом в Российской Федерации.
Бейбут Атамкулов — Узбекистан
Самый неоднозначный и точно самый разносторонний казахстанский чиновник — Бейбут Атамкулов в разное время занимал посты министров иностранных дел, оборонной и аэрокосмической промышленности, а также индустрии и инфраструктурного развития. И нигде это не проходило гладко.
В 2017 году имя Атамкулова (он тогда был министром оборонной и аэрокосмической промышленности) всплыло в мальтийских офшорных утечках Paradise Papers. Согласно документам, он был связан с Centraz Finance Ltd (ICIJ). Само по себе наличие офшорной структуры не доказывает нарушение закона, но вызывает вопросики.
«Для меня было новостью и открытием, что благодаря журналистскому расследованию я обнаружил, что числюсь в списках соответствующей компании, которая там указана. В 2006 году, когда я поступил на государственную службу, в соответствии с законодательством и правилами, которые имеются у нас в стране, я сдал все свои активы, передал под управление, реализовал активы, часть акций, всё передал в доверенное управление. До этого я был достаточно долго в бизнесе»,говорил тогда журналистам Атамкулов.
KADEX-2018: после гибели посетителя от падения стенда министр сказал, что погибший «сам виноват», позже публично извинился и поехал к семье.
Авиакатастрофа Bek Air (2019 год): прямой персональной вины министра в происшествии нет, но к МИИР полетели вопросы о качестве регулирования и затяжке разбирательств; тема много лет не сходила с повестки. На момент катастрофы и в последующий период отраслевой надзор и политика в гражданской авиации относились к блоку индустрии/инфраструктуры (МИИР), которым руководил Атамкулов. Именно к МИИР адресовали претензии о доведении дела до итоговых решений (в том числе — почему у Bek Air годами накапливались системные нарушения). В дальнейшем государство усилило аудит гражданской авиации.
Ковидные госпитали (2020–2022 годы): В 2020–2021-х по стране срочно возвели сеть модульных инфекционных стационаров. Ключевые подрядчики — структуры BI Group (BI Industrial, KAZPACO). Модульные больницы хотя и были сделаны из дешёвых материалов, обошлись стране достаточно дорого — порядка пяти-шести млрд тенге за каждую. Уже летом 2020 года всплывали технические проблемы (пример — отказ аппаратов КТ в алматинском стационаре).
В январе 2021 года антикоррупционная служба подтверждала квалификацию дела о хищении четырёх миллиардов тенге при строительстве модульного госпиталя в Алматы. В BI Group публично отрицали причастность к хищениям (дело касалось в том числе чиновников акимата).
В 2022 году глава BI Group Айдын Рахимбаев в интервью признал, что алматинский госпиталь за 5,5 млрд тенге собрали из бывших в употреблении модулей ориентировочной стоимостью 1,9 млрд тенге.
Пытаясь всё это объяснить, в МИИР под руководством Атамкулова говорили, что подрядчиков выбирали акиматы. Однако именно МИИР отвечало за строительные правила, нормативы и сметы.
Бейбут Атамкулов — самый «нагруженный» среди нынешних послов из числа чиновников «Старого Казахстана». Его перевод в Ташкент выглядит как комфортная посадочная полоса с минимизацией внутреннего шума.
Мади Атамкулов — Сербия
Послом работает не только Бейбут Атамкулов, но и его брат Мади. Он тоже дипломат — посол Казахстана в Сербии. До этого — шеф протокола президента РК (2015–2021 годы).
Имангали Тасмагамбетов — Россия, ОДКБ
Имангали Тасмагамбетов выделяется из всего этого списка по многим параметрам. Во-первых, он был реально популярным политиком. Эксперты говорят, что это и погубило его блестящую государственную карьеру. В феврале 2017 года экс-президент Нурсултан Назарбаев назначил Тасмагамбетова послом в Россию и объяснил это «личным пожеланием» Тасмагамбетова. В декабре 2019 года его освободили по достижении пенсионного возраста.
Политологи увидели в этом мягкое отстранение сильного и популярного игрока от внутренней политики желанием Назарбаева снизить его влияние и убрать из списка потенциальных претендентов на пост президента.
Однако такая вот «дипломатическая пауза» не стала ни пожизненной ссылкой, ни полноценным воскрешением. С 1 января 2023 года Тасмагамбетов возглавляет ОДКБ, то есть формально вернулся в «большую игру», но без реального влияния внутри Казахстана.
Нурлан Онжанов — Германия
Онжанов — многолетний влиятельный аппаратчик Акорды (2014–2022 годы) был помощникорм президента и начальником его канцелярии, ранее уже работал послом (в Дании). После Кантара его вернули в дипломатию и назначили послом в Германию.
Малик Мурзалин — Грузия
Экс-аким Акмолинской области, затем замруководителя администрации президента Мурзалин с декабря 2022 года работает послом в Грузии. Публичных уголовных историй нет; политическая критика уровня «аким делал не так» была. Впрочем, как у любого другого акима.
Ержан Ашыкбаев — США, Астана
Ашыкбаев — интересный пример влиятельного аппаратчика «Старого Казахстана», встроившегося в «Новый». Карьерный дипломат, который тоже долгие годы работал в АП и МИДе. Громких скандалов не фиксировалось. Абсолютно не токсичная с политической точки зрения фигура. Таких, максимально стерильных, Вашингтон обычно и требует. Однако после провала Генеральной ассамблеи ООН в конце сентября 2025 года Токаев снял его с должности.
О том, почему сняли Ашыкбаева, наш сайт вместе с экспертами разбиралась здесь. Однако уже в октябре президент вернул его в Министерство иностранных дел заместителем министра.
После Января-2022 и переформатирования элит требовалось снизить конфликтность: часть узнаваемых, но спорных фигур отправили в важные для Казахстана посольства — Москва, Ташкент, Берлин, Тбилиси, Вашингтон. Что можно представить и как «почётную ссылку», и как избавление от влиятельных фигур прошлого.