Аналитика

Беглый прокурор Дуйсенов хочет получить убежище в Германии

Беглый прокурор Дуйсенов хочет получить убежище в Германии

Максат Дуйсенов, соратник Кайрата Кожамжарова, собирается подать прошение о политическом убежище в Германии. Казахстанские власти требуют его экстрадиции. Тем временем Дуйсенов вышел в публичное поле. Беглый прокурор считает, что его сделали крайним в громком «Хоргосском деле», сообщает наш сайт.

На днях просочилась информация, что Дуйсенова задержали в немецком городе Фюрте по линии Интерпола. Мы выяснили: ему вменяют несколько уголовных статей — легализация преступных доходов, мошенничество, получение взяток. Как утверждают наши источники, он собирается просить убежище в Германии. А значит, вопрос его экстрадиции заморожен.

«Процесс выдачи на родину приостановили. Казахстан подключил все связи — консульство и даже европейские каналы. Но пока безрезультатно. Они хотят доказать, что он преступник»,
говорят собеседники наш сайт.

Обращение, которое взбесило власть

Незадолго до всей этой истории Дуйсенов вышел в публичное поле. Он дал интервью каналу ARGA (правозащитная организация). В нём бывший прокурор рассказал о подковёрных играх перед транзитом власти 2019 года.

По утверждению Дуйсенова, тогдашнее руководство КНБ фабриковало справки о коррупции против Кожамжарова и его команды. В одной из них утверждалось, что у генпрокурора 200 преданных людей в органах, а сам Дуйсенов якобы связан с российскими и турецкими ворами в законе.

«Обосновывали они это тем, что, оставаясь в должности генерального прокурора, Кожамжаров может мешать новому руководству страны. Поддавшись уговорам, в день сложения с себя полномочий президента РК Нурсултан Назарбаев освободил Кайрата Кожамжарова и назначил его сенатором. В эти же дни руководство КНБ занесло на имя Назарбаева справку со своими домыслами и фантазиями о том, что генеральный прокурор и его команда подвержены коррупции, что они за деньги прекращают уголовные дела».

Интервью вызвало нервную реакцию у властей Казахстана. Силовые органы теперь хотят заблокировать тот самый ролик на ютьюбе.

В откровенном рассказе Дуйсенов утверждает: его фактически заставили уволиться. Обыски и задержания в прокуратуре стали привычкой.

«Поэтому я, долго не думая, собрал вещи и спокойно улетел за рубеж. Приехал в Дубай, где уже находилась моя семья. А к этому времени появились рассылки о том, что задержан Максат Дуйсенов, главный транспортный прокурор. Мне позвонил Талгат Татубаев, он меня спрашивал: „Маке, всё ли нормально? Я знаю, кто такие залипушки делает. Комитет национальной безопасности — в кавычках друзья“. На самом деле у них нет подтверждённой информации».

О «Хоргосском деле»

После нескольких лет за границей Дуйсенов вернулся на родину. Этому предшествовали переговоры на самом высоком уровне. Кайрат Кожамжаров напрямую поинтересовался у тогдашнего главы КНБ Карима Масимова, есть ли какие-либо претензии к Дуйсенову. Масимов сказал «нет».

Затем началось «Хоргосское дело». «Хоргос» — это крупнейший торговый узел на казахстанско-китайской границе. Именно здесь в начале 2010-х вскрыли контрабанду. По версии следствия, чиновники и силовики годами крышевали перевозку грузов, получая миллионы долларов откатов. Целый ряд офицеров финансовой полиции оказался на скамье подсудимых.

«Среди них — руководители спецдепартаментов и подразделений, следователи финпола — Талгат Татубаев, Бауржан Мужиков, Казбек Марданов, Дулат Мадияров, Куандык Бесен, Арип Жандос, Кенжебай Жумабеков, Даурен Есенбеков, Талгат Махатов. Затем возбудили уголовные дела и в отношении меня и Кайрата Кожамжарова»,перечислил Дуйсенов.

А теперь о деталях уголовного дела против Дуйсенова. По его рассказу, с 2024 года межведомственная следственно-оперативная группа начала расследовать факты получения взяток сотрудниками финансовой полиции. В материалах фигурирует бывший сотрудник КНБ Ерлан Абдрахманов (уже осуждённый).

«Ещё в 2012 году он подал заявление против меня и моего коллеги Махатова о якобы коррупции на таможне „Хоргос“. 20 апреля 2012 года спецпрокурор отказал в возбуждении дела. Состава преступления не нашли. Тогда, после увольнения из финансовой полиции, на меня обрушилось давление со стороны прокуратуры, КНБ, МВД и финполиции. Проверяли всё: мою семью, братьев и сестёр. Но доказательств не было, и уголовное дело не возбудили».

20 января 2025 года МСОГ вновь подняла этот эпизод и попросила прокуратуру отменить постановление об отказе от 2012 года. 23 января зампрокурора Алматы Асхат Шарипов отменил то решение.

«Но возникает вопрос. Как он мог это сделать, если сам отказной материал по заявлению Абдрахманова был давно уничтожен за истечением срока хранения? Тем не менее, летом 2025 года в отношении меня и моего брата возбудили новое дело по легализации преступных доходов. 5 июля меня признали подозреваемым, 6 июля арестовали брата, а 14 июля меня объявили розыск».

Уже в августе этого года суд заочно арестовал Максата Дуйсенова.

Читать также:
Аполитичные рассуждения

Теперь судьба беглого прокурора зависит от решения немецких властей. Если ему дадут убежище, экстрадиция в Казахстан станет невозможной.

Авторы: Даниэль Артуров, Анастасия Прилепская, Зарина Файзулина

Похожие записи

Как «Болашак» становится программой академического туризма для госслужащих?

admin

У 60% домохозяйств в Казахстане доходы близки к международному порогу бедности – экономист

admin

Болезнь Альцгеймера: как заметить первые симптомы и улучшить качество жизни больного и семьи

admin

Кто на самом деле дискредитирует благотворительность?

admin

Что скажет Токаев, что примет мажилис, кого уберут из правительства: Orda.kz спросила экспертов и ChatGPT

admin

«Мне осталось только тапочки свои заложить»: как государство задолжало фермерам миллиарды тенге

admin