Казахстан переживает не самые лучшие времена в спорте высших достижений. На Олимпийских играх 2020 года в Токио республика не завоевала ни одной золотой или серебряной медали. Кандидат педагогических наук, профессор и заслуженный тренер Республики Казахстан Самат Нуржанов убеждён, что поднимать спорт республики необходимо с закладки фундамента – детского спорта.
– Самат Гильманович, как вы оцениваете нынешнее состояние детского спорта в Казахстане?
–
Детский и юношеский спорт в республике находится в плачевном состоянии. Согласно данным Комитета по спорту, четверть общеобразовательных школ в Казахстане не имеют спортивных залов. Девять тысяч спортивных сооружений, принадлежащих образовательным организациям, построены до 1991 года. Ещё свыше двух тысяч были построены в период до 1998 года (больше четверти века назад). Из них только 69% находятся в удовлетворительном состоянии, 6% требуют капитального ремонта, более 1% не используются, находясь в аварийном состоянии.
Только 66,3% детских дошкольных учреждений располагают спортивными залами и лишь единицы имеют плавательные бассейны. Хотя плавание – одно из самых популярных направлений спорта, дисциплина крайне важна для физического развития детей. У нас колоссальный спрос на плавание, но негде плавать.
Даже в крупных городах – Алматы, Астане, Шымкенте – бассейнов крайне мало. Детям необходимо учиться плавать, так как это жизненно важный навык, позволяющий им держаться на воде. Но такой возможности, к сожалению, нет.
Школы, построенные до обретения республикой независимости, имеют маленькие залы, параметры и оснащение которых не соответствуют современным требованиям.
Комитет по спорту совместно с профильными ведомствами в регионах провёл мониторинг общеобразовательных организаций республики по оснащённости материально-технической базы спортивным оборудованием и инвентарём. Результаты показали, что оснащённость составляет всего 40%. В основном оборудование и инвентарь 70-х годов прошлого века.
В сельской местности ситуация ещё хуже. Детям негде заниматься спортом, я даже не говорю про бассейны. В аулах часто нет элементарных спортивных сооружений – беговых дорожек или площадок для игр. Это очень большая проблема, на которую, я считаю, необходимо обратить самое пристальное внимание. Дом строится с фундамента, затем возводятся стены. Так вот детско-юношеский спорт – это и есть фундамент спорта высших достижений.
– Как вы оцениваете развитие сети детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в Казахстане?
– Если в 1991 году в стране было 617 ДЮСШ, то сейчас их осталось всего 477. Это особенно печально выглядит на фоне активного прироста населения страны. Сейчас эти ДЮСШ обслуживают только 350 тысяч детей из 3,9 млн казахстанских школьников. Это означает, что менее 10% школьников имеют возможность заниматься спортом профессионально.
Сотни тысяч детей хотят заниматься спортом, но не могут из-за нехватки спортивных школ. Эти данные известны, однако этим вопросом попросту не хотят заниматься.
Самая большая проблема заключается в отсутствии спортивной инфраструктуры. У нас почти нет спортивных залов, бассейнов или стадионов. За годы независимости было построено всего два футбольных стадиона – Астана-Арена и ещё один в Туркестане. Все остальные строили ещё в 60-е годы прошлого века.
Стоит также отметить, спортивные школы, имеющие свои спортивные базы, были приватизированы. И это продолжается по сегодняшний день. Например, сооружения, построенные к Азиатским играм и Всемирной Универсиаде хоть и соответствуют современным требованиям, они переданы в доверительное управлениям частным лицам, которые не думают приобщать население и детей к занятиям физической культурой и спортом, а поставили цель обогатиться на спортивных сооружениях, построенные на народные средства.
– К каким последствиям приводит дефицит спортивной инфраструктуры в стране?
– Отсутствие мест для занятий приводит к тому, что дети не занимаются спортом. Следовательно, они физически не подготовлены. Каждый год уменьшается количество участников, успешно сдающих нормативы президентских тестов по физической подготовке. Например, за последний год такие тесты сдали лишь 3,5% участников на «хорошо», остальные не справились вообще. Это свидетельствует о низкой физической подготовленности наших детей.
При прохождении медицинской комиссии в военкомате около 70% призывников признаются негодными к службе в армии. Эти данные о здоровье наших детей должны вызывать серьёзную тревогу. Мы говорим о будущих защитниках нашей страны, которые физически неподготовлены исключительно из-за отсутствия возможностей занятия спортом.
К тому же ребёнок, предоставленный самому себе, может легко потеряться в бездействии и приобрести вредные привычки.
Напротив, физическая культура и спорт – мощные инструменты воспитания и формирования целей у детей. Школьные условия должны способствовать этому, но в Казахстане часто нет доступных спортивных сооружений. Например, если за рубежом есть бесплатные детские стадионы и семейные залы, то у нас большинство спортивных объектов преимущественно платные. Несмотря на строительство новых спортивных объектов к Азиатским играм и студенческим соревнованиям, многие стадионы и залы остаются недоступными из-за высокой стоимости абонементов.
– Как недостаток внимания к детскому спорту сказывается на спорте высших достижений?
– На последних Олимпийских играх в Токио Казахстан завоевал всего восемь бронзовых медалей, не получив ни золота, ни серебра. На Азиатских играх 2021 года наша сборная показала одно из самых слабых выступлений, заняв 11-е место с 80 медалями(10 золотых, 22 серебряные и 48 бронзовых). В сравнении с тем же Узбекистаном, который занял пятое место (и который традиционно располагался ниже Казахстана в общекомандном зачёте в прежних Играх), наш результат оставляет желать лучшего. Например, Китай, занявший первое место, завоевал впечатляющее количество медалей – 383, 201 из них – золотые.
Наши шансы на предстоящих Олимпийских играх вызывают сомнения из-за слабых показателей на международной арене. Конечно же, это всё говорит об отсутствии устойчивого фундамента в казахстанском спорте в целом.
На Играх будут сильнейшие спортсмены со всего мира. Казахстанским спортсменам было достаточно сложно завоевать лицензии, поэтому реальных предпосылок для выигрыша медалей я не вижу. Надежды остаются, но успех зависит от многих факторов, включая жеребьёвку и уровень подготовки спортсменов. Хотя бы одна золотая медаль для Казахстана станет большим успехом.
– Как спортсмены завоёвывают лицензии? Почему они сталкиваются с проблемами в их получении?
– Есть определённые соревнования, где нужно занять первые места в нескольких категориях, чтобы получить лицензию. Тогда ты можешь целенаправленно готовиться, разрабатывая программу для достижения пика формы на Олимпийские игры.
В идеале спортсмены готовятся в течение олимпийского цикла, который длится четыре года. В это время они участвуют в чемпионатах мира, Азии, других крупных соревнованиях, последовательно преодолевая все этапы и выигрывая лицензии. Однако сейчас уровень спорта в Казахстане настолько низок, что мы не можем обеспечить такую подготовку. Часто лицензии выигрываются за несколько месяцев до Олимпиады, что говорит скорее о форсированных тренировках и удаче, а не о систематической и долгосрочной подготовке.
– С чем, на ваш взгляд, связан упадок уровня спорта в Казахстане?
– С 2014 года Казахстан участвовал в Азиатских играх в Джакарте. Когда я проанализировал результаты, то понял, что наш спорт идёт по наклонной вниз. Тогда я предложил министру спорта конкретные шаги по перестройке, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации. Но министры спорта в нашей стране не были специалистами. И это привело к серьёзным проблемам в управлении спортом на разных уровнях.
Справка informburo.kz
Министерство культуры и спорта было образовано в 2014 году, куда вошло Министерство культуры, агентства по делам религий и по делам спорта и физической культуры. Его возглавил Арыстанбек Мухамедиулы (композитор, доктор искусствоведения, приговорён к восьми годам лишения свободы за присвоение и растрату чужого имущества в особо крупном размере).
В 2019 году министром стала Актоты Раимкулова (композитор, в настоящее время руководитель РГКП «Казахконцерт»).
Ей на смену пришёл Даурен Абаев, возглавлявший министерство в 2022–2023 годах (дипломат, работавший в разные годы министром информации и общественного развития, первым заместителем руководителя Администрации президента, в настоящее время чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в РФ).
В сентябре 2023 года Министерство культуры и спорта реорганизовали в Министерство туризма и спорта. Его руководителем стал Ермек Маржикпаев (работал учителем физкультуры, тренером по боксу, учителем истории в школе, акимом разных уровней, в том числе перед назначением на должность министра был акимом Акмолинской области).
В настоящее время в управлении спортом на областном уровне и в спортивных федерациях сидят люди без профессионального образования и опыта, которые не способны эффективно управлять. Возьмём, к примеру, должность руководителя управления спорта в Алматы. Сколько уже было случаев арестов и приговоров по делам о коррупции и воровстве среди них. Такие люди приходят на посты не для развития спорта, а для личной выгоды.
В центрах олимпийской подготовки и спортивных интернатах директорами часто работают люди, не имеющие никакого опыта в этой сфере. Как человек может управлять спортивным учреждением, если он не знает, как тренировать детей, не знает особенностей отдельных видов спорта?!
Например, если в 10–13 лет у детей не развить скорость, то потом её уже не натренировать. Мышцы в этом возрасте находятся в особом состоянии для развития спортивных навыков. Многие этого не понимают. Я часто участвую в аттестации тренеров и руководителей, сталкиваюсь с людьми, которые имеют лицензии, могут тренировать национальные команды, но не знают базовых вещей.
– Неужели вузов и кадров для подготовки специалистов недостаточно в республике?
– В нашей стране есть 42 факультета, которые имеют лицензии на подготовку спортивных кадров, однако качественного образования практически нигде не дают. Программы часто реализуются в формате очно-заочного обучения, что сильно влияет на качество подготовки. В то же время дефицит в тренерских кадрах и специалистах в области физической культуры и спорта составляет 60% в каждом регионе. И при этом каждый год выпускаются тысячи некомпетентных молодых специалистов, от которых зависят судьбы людей.
Низкий уровень преподавания, всеобъемлющая коррупция, ограниченный культурный и интеллектуальный уровень выпускников сказываются на их профессиональных знаниях элементарных вещей. Многие из них оказываются без работы из-за низкой заработной платы и отсутствия должных условий и инфраструктуры для работы.
Также необходимо здесь отметить, что есть Академия спорта и туризма в Алматы, которая стала частной с 1998 года. Это учебное учреждение не выполняет государственную программу по подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Выпускники не соответствуют современным требованиям и не востребованы, а всего лишь пополняют ряды безработных с дипломами Академии.
Поэтому я считаю, что в Алматы необходимо открыть Национальный университет физического воспитания и спорта. Этот университет должен стать важным центром подготовки специалистов в области спортивной индустрии и обеспечивать высокие стандарты образования. Он должен быть доступным для всех независимо от финансового положения. Важно приглашать сюда не только тех, кто может оплатить обучение, но и талантливых спортсменов.
– Из разговора с вами создаётся впечатление, что быть тренером – неперспективная и по статусу низкая профессия. Действительно ли это так?
– Тренер получает зарплату около 180–200 тысяч тенге. Семью нужно кормить. Несомненно, это огромная нагрузка. Недостаточная зарплата заставляет тренеров искать дополнительные источники дохода: продавать спортивную форму, подрабатывать вечером и утром, тренировать школьные команды. Из-за этого им трудно уделять достаточно времени и внимания учебно-тренировочному процессу. Отсюда и низкая мотивированность тренеров.
– Как, на ваш взгляд, решать эту проблему?
– Важно понимать, чтобы стать лучшим в своей профессии, нужно отработать минимум 25 лет. Это очень ответственная работа, требующая постоянной преданности и самоотрешённости. Тренер должен всегда готовиться к тренировкам, анализировать результаты, заботиться о подопечных. Это требует много усилий и самодисциплины, чтобы помогать атлетам достигать успеха.
В других странах тренеры получают доплату за достижения своих спортсменов, например, если они подготовили их до уровня сборной команды или Олимпийских игр.
Важно внедрить подобную систему и в Казахстане, чтобы стимулировать тренеров к развитию спортивных талантов и успешной работе на всех этапах подготовки – от ДЮСШ до высшей спортивной школы. Скажем, я выпускаю из своего отделения пять человек, которые попали в сборную. Если бы я получал за пятерых ребят доплату, то был бы заинтересован их тренировать. Начиная с первого тренера, все должны получать доплату. Ведь все наставники вкладывают свои знания, навыки, умения в будущих чемпионов.
К тому же, считаю, в нашей стране всё должно быть продумано. Последняя государственная программа развития физической культуры и спорта в Казахстане была принята еще в 2007–2011 годах. Мы продолжаем оперировать концепциями и тезисами, но реальной программы развития нет.
Представьте, последняя программа была принята 13 лет назад. Как может развиваться спортивная индустрия без ясного плана и стратегии развития? Я неоднократно обращался к министрам с этим вопросом. Нам нужна программа, охватывающая хотя бы один олимпийский цикл на четыре года, с перспективой на восемь лет для обеспечения последовательности и развития в этой области.
– Что бы вы включили в такую программу?
– В госпрограмме всё должно быть детально прописано: методика тренировок детей, подростков, юношей и других категорий спортсменов, требования к инфраструктуре, необходимость в строительстве стадионов, плавательных бассейнов, спортивных залов. Ежегодно должна прописываться дорожная карта программы: где и какие объекты должны быть построены, какие меры должны быть приняты для развития спортивной инфраструктуры и поддержки спортсменов.
Программа должна быть утверждена, что гарантирует её исполнение. Отсутствие такой программы затрудняет планирование и развитие спортивной отрасли.
– Есть ли спортсмены, за которых вы особенно будете болеть на предстоящей Олимпиаде?
– Я буду болеть за всех тех, кто представляет нашу страну. Особенно я бы хотел пожелать удачи двум братьям Оралбай в боксе. Это братья-близнецы. Один – в полутяжёлом весе, другой – в тяжёлом. Буду пристально следить за их поединками.