Центральная Азия Рецепты реформ для Кыргызстана

Рецепты реформ для Кыргызстана

Рецепты реформ для Кыргызстана

Михаил Саакашвили, чье президентство стало, пожалуй, единственным примером заметных реформ на постсоветском пространстве, не считая стран Балтики, на днях дал интервью радиостанции «Азаттык». В нем он рассказал о своих рецептах реформ для Кыргызстана.

Как считает руководитель общественной организации «Офиса простых решений и результатов» и глава Исполнительного комитета Национального совета реформ Украины – такие должности сейчас занимает Саакашвили, Кыргызстану для развития стоит воспользоваться своим географическим положением. То есть, республика может попробовать стать инфраструктурным и логистическим хабом, используя близость к богатым Китаю и Казахстану.

«Окно возможностей» для того, чтобы начать кардинальные реформы в Кыргызской Республике, по мнению Саакашвили, будет длиться максимум полгода-год. То есть Садыр Жапаров и его команда должны успеть заложить в этот короткий временной период фундамент основных реформ в стране.

В принципе, ничего оригинального Саакашвили не сказал. Кыргызская власть понимает, что карт-бланш выданный Садыру Жапарову народом не вечен и если за год ничего в стране не изменится, то рейтинги начнут падать, оппозиция получит повод активизироваться, а внешнеполитические партнеры начнут разочаровываться.

Что касается идеи о создании хаба на на территории Кыргызстана, то она «висит» буквально в воздухе уже давно. О ней регулярно напоминают местные эксперты, о ней любят рассуждать политики. Правительство Улукбека Марипова тоже включило проект  создания хаба в свою программу «Реальные цели, новые перспективы». Кстати, не вдаваясь в анализ самой программы, то, что она у правительства есть и все, кому интересно, могут ее прочитать и покритиковать, уже хорошо. Потому что, например, программу правительства Абылгазиева никто не видел.

Кроме того, по разговорам, которые циркулируют в экспертной среде, сейчас правительство привлекает местных «умников» и «умниц» для подготовки стодневного плана действий.

Так что, если рассуждать не только в парадигме, что все плохо, просто потому что хорошо быть не может, кадры не те, структура правительства не та и т.д., то стоит признать, что новая власть что-то пытается делать.

Но, одно обстоятельство с точки зрения «делания» реформ вызывает определенное беспокойство среди элит. В своем обращений к народу 12 октября 2020 года, от которого повеяло позитивными переменами, Садыр Жапаров заявил, что им будет создан специальный комитет реформ, «который изменит сам подход к управлению экономикой нашей страны». Идею о комитете реформ эксперты и аналитики восприняли с энтузиазмом, как знак, что власть намерена серьезно подойти к концепции модернизации страны и создает место где будет «коваться» единая стратегия изменений и откуда она будет реализоваться.

Однако, по неизвестным причинам, такая структура до сих пор не создана и не похоже, чтобы ее создание было в планах у власти. Потому что, на первом рабочем совещании с членами правительства после принесения ими присяги Садыр Жапаров поставил задачу, перед каждым министром подготовить перечень реформ, «которые будут проводиться в ближайшие годы в каждой из отраслей». По крайней мере так сообщили СМИ, ссылаясь на пресс-службу президента.

Но, как известно, правительство, креативить реформы не может. У него другая функция и другие задачи,  направленные, прежде всего, на бесперебойное функционирование отраслей. Ему просто некогда заниматься программами реформ. Да и не может система сама себя реформировать.

Поэтому, обязательно должно быть «место», где будет держаться целостная картина будущего и изменений, необходимых для осуществления перехода от грустного «сегодня» к счастливому «завтра». 

Подход к реформам должен быть цельным, основываться на анализе того, что имеем, разных подходах к задачам, которые надо решить и сопровождаться профессиональным пиаром. Тогда и критики в адрес власти будет меньше. 

Кстати, государственные структуры, занимающиеся реформами с разными названиями, но идентичной смысловой нагрузкой, присутствовали и присутствуют во всех странах, где были  реализованы или идут системные преобразования.

Исполнительный комитет по реформам в Украине, Высший совет по реформам в Казахстане, Центр внедрения реформ в Молдове, Совет по координации реформ в Армении и т.д. — вот только краткий перечень организаций, занимающихся реформами на государственном уровне в разных странах бывшего Союза.

За Кыргызстаном сейчас внимательно наблюдают не только соседи по региону, но и, можно сказать, весь мир. От того, насколько успешно пойдут реформы в стране, напрямую зависит не только ее репутация на международной арене, инвестиционный климат, но и будущее новой власти.

К слову, сегодня мало кто вспоминает, что после «революции роз» Михаил Саакашвили тоже расширил президентские полномочия. Они были ему нужны для того, чтобы провести более 70 реформ в Грузии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новое на сайте

В Западно-Казахстанской области из-за непогоды перекрыли трассу

Фото: pexels УРАЛЬСК. 2 ЯНВАРЯ - В Западно-Казахстанской области из-за метели закрыт участок трассы Самара - Шымкент, передает KAZAKHSTAN TODAY. В...

Жители Жанаозеня требуют снижения цены на автогаз

Фото: кадр из видео АКТАУ. 2 ЯНВАРЯ - Жители Мангистауской области не согласны с ценовой политикой местных властей в связи...

В 11 регионах Казахстана объявили штормовое предупреждение

НУР-СУЛТАН. 2 ЯНВАРЯ - Штормовое предупреждение объявлено в 11 регионах Казахстана, передает KAZAKHSTAN TODAY. Днем 3 января на западе, юге Акмолинской...

Володин: За поощрение национализма на Украине надо вводить санкции

Украина все больше скатывается к государству, в основе которого лежит националистическая идеология. Такое мнение высказал председатель Госдумы Вячеслав Володин,...
- Advertisement -Рецепты реформ для КыргызстанаРецепты реформ для Кыргызстана

Посмотрите похожие статьиПОПУЛЯРНО
Рекомендованно для Вас