Центральная АзияПочему Токаев не отправил правительство в отставку

Почему Токаев не отправил правительство в отставку

Накануне состоялось заседание правительства под председательством Президента Токаева, основным лейтмотивом которого стали накопившиеся вопросы к качеству выполняемых правительством работ, которые глава государства озвучил во время своих выступлений. А вопросов накопилось более чем достаточно, и итоги работы действующего кабмина Президентом были отмечены как далеко не самые удовлетворительные.

Самый простой вывод, который вытекает из вчерашнего мероприятия, говорит о том, что министрам в первую очередь следует тщательно и скрупулезно проанализировать свои провалы и прийти к здравым умозаключениям. Другой момент, на который можно обратить внимание, это то, что Президент Токаев обошелся лишь публичной поркой, да и то – довольно мягкой.

Эти и другие моменты корреспондент медиа-портала Caravan.kz обсудил с политологом Замиром Каражановым. 

– Вчера состоялось заседание правительства, на котором, по сути, были озвучены провальные итоги по очень многим фронтам. Но вместе с этим мы не наблюдали никакой жесткой реакции со стороны главы государства. Чем можно объяснить такую «мягкость» Президента?

– Действительно, на вчерашнем заседании правительства озвучивались далеко не самые лучшие результаты деятельности. Но возлагать всю ответственность на правительство не корректно. Поскольку многие проблемы оно получило в наследство от своих предшественников. Взять к примеру критику в адрес Нацфонда о том, что за 10 лет его роста составил 1,6%. Следует обратить внимание, что цифра оказалось ниже показателя темпов роста ВВП Казахстана за этот же отрезок времени. Абсурдная картина. Но говорим мы о 10-летнем периоде, в нынешнее правительство было сформировано только в этом году. Может ли оно нести ответственность за предшественников? Наверное, нет. Все, что оно может сделать, это исправлять то, что ему досталось.

Президент также говорил о нарушениях законодательства при трудоустройстве на госслужбу. По сути говорил о непотизме, когда люди получают вакансии и должности благодаря родственным, личным связям или посредством взятки. Но это не работа правительства. Надзором за соблюдением законов у нас занимаются прокуратура, правоохранительные органы. Почему подобные нарушения имеют место, вопрос надо адресовать им. Скорее всего имеем дело и с несовершенством законодательства касающееся госслужбы и противодействию коррупции. Очень похожая проблема с инвестиционными проектами. Из общего количества в 2022 году по словам президента было реализовано 15%. Причина – бездействие чиновников на местах. По сути 15% – это и есть показатель КПД госаппарата. Конечно, чуть больше, чем у паровоза, но, как и в железнодорожной практике, много не увезешь и быстро не доедешь. Но опять-таки правительство оказывается не у дел, т.к. низкая результативность связана с работой чиновников на местах. С них и следует спрашивать. Чтобы поднять КПД «государственному паровозику», необходимо проводить административные реформы. Единственное, в чем можно упрекнуть правительство – это в запоздалой реакции, что действительно связано с низкой инициативностью его членов.

Почему Президент не отправил в отставку правительство? Прежде всего, оно не лучше и не хуже предшественников. Многие казахстанские проблемы пережили смену нескольких составов правительства и до сих остаются злободневными. В связи с чем нет уверенности, что рокировка кабмина или отдельных министров в его составе что-то существенно изменит в жизни стране. Однако, подобная позиция не должна оправдывать бездействие, формализм в работе или безынициативность. Поэтому допускаю, что вопрос роспуска правительства отложен до избрания нового состава Мажилиса.

Читать также:
Омбудсмен Туркменистана обсудила права человека с коллегами из стран СНГ

– От проходящих в правительстве заседаний и собраний складывается ощущение отсутствия какой-либо конкретики: довольно радужные цифры и показатели, которые иногда мало связаны с действительной картиной. Почему так? Возможно, нам следует изменить формат подобных мероприятий?

– Да, действительно, такая картина наблюдается. Но было бы странно, если бы правительство занималось самокритикой. Естественно, министры стремятся показать свою работу с лучшей стороны и дают понять, что не просто так занимают свои места. Благо для этого им созданы хорошие условия. Когда правительство или любой другой госорган работают под постоянным прицелом критики, ему трудно вводить общественность в заблуждение. Но для этого должны существовать сильные и независимые институты. В странах ОЭСР – это законодательный орган, СМИ, партии и неправительственные организации и т.д. В такой ситуации шило в мешке не утаишь.

Но мы живем в Казахстане и здесь пока не появились сильные и независимые общественные и политические институты. Гражданское общество слабое, партии не эффективные, СМИ беспомощные. Показательно, что на недоработки правительству указал Президент. Потому что Президент – это и есть отдельный, самостоятельный и очень сильный политический институт. В конце концов в Казахстане действует президентская форма правления. По этой причине для нас актуальной задачей сегодня является проведение реформ, укрепление и повышение КПД существующих политических институтов. В том числе Мажилиса, который влияет на работу правительства и наряду с Президентом РК способен выражать ему доверие или недоверие.

– Можем ли мы предположить, что Токаев готов работать с действующим кабмином в надежде, что министров удастся перевоспитать и что те проведут работу над ошибками?

– Заниматься воспитанием не является задачей Президента. Подобные явления должны регулироваться на уровне политической системы, где должен существовать механизм доверия и ответственности. Политическая ответственность, это не правовая или юридическая ответственность. Это разновидность моральной ответственности, которая наступает в случае утраты, – правительством или министром, – доверия. Если такой механизм не заложен в работу правительства, то заниматься воспитанием отдельных министров бессмысленно и бесперспективно. Если механизм ответственности есть, то он будет оказывать влияние не только на работу правительства, но и на отбор претендентов на министерские посты. Иными словами, удастся реализовать принцип меритократии, в противоположность непотизму. В этом случае правительство будут приходить люди, которые обладают авторитетом, уважением и доверием на уровне общества. Такие кадры будут отличатся лидерскими качествами, не боятся брать на себя ответственность за принимаемые решения. А пока, как заметил глава государства в ходе заседания правительства, в госсекторе собрались безынициативные люди.

В связи с этим вспоминается шутка советского времени: «Инициатива наказуема!», которая тоже возникла не на пустом месте и отражала реалии того периода. Но сегодня на дворе ХХI век, 30 лет как не существует Советского союза. Вывод очевиден. Конечно, люди с лидерскими и организаторскими способностями встречаются не часто. Поэтому задача любой организации, – политической или экономической, – находить таких и вовлекать их в публичную жизнь, – резюмировал эксперт. 

Источник

Новое на сайте

Токаев подарил зернодробильный аппарат жителю села Костобе

Токаев подарил зернодробильный аппарат жителю села Костобе ...

Михаил Мишустин рассказал о приоритетах ЕАЭС под председательством России в 2023 году

Россия в качестве председателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в 2023 году намерена сделать акцент на промышленной интеграции, обеспечении...

Это популярно

Вам понравитсяПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рекомендовано для Вас