Центральная АзияНаш Памир: определение границ края

Наш Памир: определение границ края

Наше поколение привыкло воспринимать имеющиеся границы бывших союзных республик в Средней Азии как должное. Нам кажется, что сложившиеся условия, дороги и границы были всегда, но между тем мало кто понимает что без активного проведения экспедиций русскими военными целый Памир мог бы оказаться в итоге за границей.  

Да, именно так: вплоть до ХХ века Памир был яблоком раздора между Китаем, Великобританией, Афганистаном и Россией. Памир был освоен кыргызскими племенами за несколько веков до известных событий. Так получилось, что памирские кыргызы одновременно являлись поданными как Афганского Эмира, так и Империи Цин. Но, по сути, были независимыми и имели самостоятельные тесные связи с Бухарским Эмиратом, который, в свою очередь, считал их своими вассалами, и Кокандским Ханством, которое определило эти территории вотчиной Алайского Датки.

Все поменялось после уничтожения Кокандского Ханства, когда из Оша и Нового Маргилана (позднее город Скобелев, нынешняя Фергана) по инициативе полковника Ионова была снаряжена Памирская экспедиция. Которая, опираясь на Британо-Российский договор от 1887 года, в котором Памир номинально отходил к русским, решила подчинить эту отдаленную неприступную горную систему и местных кыргызов Бухарскому Эмиру (протекторат России) либо включить в состав Ферганской области Туркестанского края.

Китайские пограничные посты стояли на озерах Рангкёль и Жашил-Кёль, рядом чуть южнее присутствовали гарнизоны афганцев, в 1890-м году в Кашгаре шли переговоры между китайцами и британцами о разделе Памира либо совместном использовании. При удачном раскладе территория Британской Индии могла существенно расшириться на север и стала бы угрожать Ферганской долине, где совсем недавно обосновались русские. В свою очередь, подчинение этих земель афганцам не удовлетворяло Бухару.

1891-й год был жарким на события в Памире. Отряд Ионова у реки Биик арестовал британского лейтенанта Дэвинсона, британский отряд из числа афганцев распустили, а офицера отконвоировали в Маргилан. Позднее Ионов столкнулся с экспедиционным отрядом гвардейского капитана Фрэнсиса Янгхазбенда, который буквально два года назад также сталкивался с отрядом капитана Громбчевского. Но на этот раз россияне взяли у британского экспедиционного отряда письменное обязательство покинуть русско-бухарский Памир.  

В году 1892-м Памирский экспедиционный отряд из Оша и Маргилана вновь провел рейд по новым территориям, в ходе которого из Памира были окончательно выбиты китайские гарнизоны и афганские силы. Разделив силы немногочисленного отряда, русские провели целые войсковые маневры, в ходе которых после боев из укрепления Ак-Таш в верховье реки Аксу были выбиты китайцы. А после рукопашных боев у поста Сума-Таш около озера Жашыл-Кёль изгнаны и афганские гарнизоны.

Бои и стычки продолжались вплоть до 1895 года, пока Лондон и Санкт-Петербург окончательно не поделили Памир между Афганистаном (протекторат Великобритании), Бухарой (протекторат России), Россией и Британской Индией. Ваханский коридор, где жили кыргызы, отдали Афганистану, таким образом, специально создав линию разграничения между Британской Индией и Российским Туркестаном.

В итоге в Лондоне Памирские кыргызы были разделены между пятью государствами. Позднее, 15 августа 1923 года в составе Ферганской области был сформирован отдельный Памирский округ, который в январе 1925 года был передан Таджикской АССР от Каракиргизской АО в составе РСФСР. В составе Узбекской ССР Таджикская автономия была создана буквально за два месяца до этого, 14 октября 1924 года.

Следует отметить, что подобные «научные экспедиции» России и Британии периодически пребывали на Памире с 1880-х годов. Да, они играли роль более разведывательно-посольских миссий, но наряду с военно-политическими задачами британцы и русские проводили ряд научных и географических открытий, изучали этнографию региона, языки народов и многое другое.

Впечатляющих успехов достигла экспедиция капитана Громбчевского Бронислава Людвиговича, русского путешественника польского происхождения, который дошел до крупной крепости Хунза (ныне город Каримабад в Пакистане), где местный правитель Сафдар-Али-хан в 1888 году попросил российское подданство и потребовал вооружения для борьбы с британцами, а также рассмотрения вопроса о наличии постоянного русского военного гарнизона. Это вызвало панику в Лондоне, путем переговоров и торгов британцы добились ухода русских. 

В связи с реальной угрозой установления российского контроля в Дардистане британское правительство решило при помощи военной силы занять независимые ханства Хунзу и Нагар. Сафдар-Али-хан в отчаянии послал в Россию посольство с просьбой о помощи, но его просьба была отклонена, и в декабре 1891 года Хунза и Нагар были спешно заняты британскими войсками.

Читать также:
Вместе с Международной транспортной конференцией в Авазе прошла выставка

Представляете, как повернулась бы история региона, если бы достижения капитана Громбчевского были поддержаны Санкт-Петербургом? Кстати, Памирские экспедиции формировались и высылались преимущественно из Нового Маргелана и Оша.

Именно при Туркестане вводились в эксплуатацию инфраструктурные объекты, связывающие Ферганскую долину с Хорогом. «Памирский тракт» – стратегически важная дорога, созданная по прямому решению Генерального Штаба Российской Империи в конце 19-го века.

14 марта 1891 года, когда на секретном заседании Генерального штаба русской армии в Санкт-Петербурге подполковник Бронислав Громбчевский прочел лекцию «Наши интересы на Памире. Военно-политический очерк», было принято решение существенно улучшить возможность переброски грузов и войск из Ферганской долины на Алай и далее на Памир к афганской границе. По итогам доклада, который произвел нужный эффект на высшее руководство армии Российской империи, было решено вести строительные работы и в обстановке полной секретности построить колесную дорогу из Оша в Сары-Таш усилиями саперных батальонов.

В 1894 году первый участок Памирского тракта уже был готов, соединив, таким образом, Ферганскую и Алайскую долины. Целью этого секретного плацдарма было приготовление к возможному вторжению Британской империи в Центральную Азию, чтобы в случае необходимости своевременно перебросить войска на юг к афганской границе.

Позднее, в последние годы 19-го века полноценная дорога была проведена до Хорога, расположенного на берегу реки Пяндж, где была организована русская погранзастава.

Интересный факт того времени: в 1914 году комендант Хорогского погранпоста приказал доставить для своей дочери пианино из Оша, и несколько десятков солдат несли его на своих плечах более 700 км через несколько высокогорных перевалов в течение месяца.

Вообще населенный пункт Хорог того времени в большей мере обеспечивался товарами народного потребления из Оша и имел хорошие торговые обороты в этом направлении.

В 1937 году, уже при советской власти, на Памирском тракте появилась автомобильная дорога, соединившая Ош и Хорог, а в 1940 году состоялось открытие участка пути между Хорогом и Душанбе, завершив, таким образом, формирование нынешнего Памирского тракта. То есть только через полвека после строительства дороги Ош – Хорог, Хорог был связан с Душанбе, столицей Таджикской ССР.

Большая часть дороги проходит по территории современного Таджикистана, связывая автомобильным сообщением столицу таджикского государства Душанбе с административным центром Горного Бадахшана – Хорогом. Эта часть Памирского тракта получила название Западный Памирский тракт. Другой участок дороги, по которому традиционно идут наибольшие перевозки, связывает Хорог с кыргызским областным центром городом Ош. Он получил название Восточный Памирский тракт, изначально он и был Памирским трактом.

Для обслуживания дороги и развития ГБАО именно в городе Ош в советские времена имелось УПД (Управление Памирской дороги), а также две автомобильные базы – ПАТУ (гражданские грузовые перевозки на Памир) и войсковая часть 3333 (автобатальон, осуществляющий снабжение воинских частей пограничных застав на Памире). За годы суверенитета все эти наработки по освоению Памира, идущие со времен царской России, ну и вышеуказанные профильные организации, обеспечивающие работу в этом направлении, суверенный Кыргызстан успешно слил и бездарно разбазарил.

Что интересно, Памирский тракт вошел в Топ-10 красивейших автодорог мира по версии журнал National Geographic. Магистраль, соединяющая Ош, Хорог и Душанбе, заняла второе место в списке. Первого места по красоте удостоилась дорога в ущелье Вердон во Франции. Тройку лидеров замыкает трасса Далтон – Хайвей в США.

Несмотря на текущие прохладные отношения из-за вопросов демаркации и делимитации государственной границы, со временем Правительства Таджикистана и Кыргызстана всё же придут к цели восстановить детище Громбчевского Б.Л., – «Памирский тракт», вновь соединив старые торговые пути. Это дало бы республикам хорошие преимущества для развития отдаленных территорий, да и памирским кыргызам было бы легче жить.

Источник

Новое на сайте

Яму с тушами собак обнаружили близ Актау

Десятки трупов собак обнаружили зоозащитники в яме близ города Актау. Они предположили, что это этих собак отстреливали несколькими днями...

Айтенов пообещал Смаилову достроить новый терминал аэропорта Шымкента до конца года

Айтенов пообещал Смаилову достроить новый терминал аэропорта Шымкента до конца года ...

Глава КТЖ доложил Токаеву о результатах работы компании

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял председателя правления АО "НК "Қазақстан темір жолы" Нурлана Сауранбаева. Об этом сообщается на официальном...

Подозреваемого в убийстве двух человек задержали в Костанайской области

Подозреваемого в убийстве двух человек задержали в Костанайской области ...

Это популярно

Яму с тушами собак обнаружили близ Актау

Десятки трупов собак обнаружили зоозащитники в яме близ города...

Айтенов пообещал Смаилову достроить новый терминал аэропорта Шымкента до конца года

Айтенов пообещал Смаилову достроить новый терминал аэропорта Шымкента до...

Вам понравитсяПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рекомендовано для Вас