Германии и Польше пришлось давать разъяснения по поводу импорта российской нефти в 2023 году после появления сообщений о том, что обе страны сделали заявки на прокачку сырья по трубопроводу “Дружба”. В Минэкономики Германии уточнили, что нашу нефть они покупать не будут, а заявка касается поставок из Казахстана через Россию. Польская компания Orlen заявила о готовности полностью прекратить импорт в случае санкций ЕС.
Понятно, что в обоих случаях объяснения были вынужденными, под давлением политики. Еще летом обе страны заявили, что прекратят получать нефть по “Дружбе” с 2023 года, несмотря на то что эти поставки не попали под запрет ЕС на импорт из России, вступивший в силу 6 декабря. За прошедшие полгода после этого заявления Германия так и не нашла нефть на замену нашей для двух своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), подключенных к “Дружбе”. Польша подготовилась лучше, НПЗ в Плоцке зависит от поставок по “Дружбе” только на 30% и при необходимости заместит его поставками из морских портов, хотя это и выйдет дороже.
А вот Германии в случае отказа от поставок по трубопроводу “Дружба” придется, скорее всего, приостановить работу или сильно ограничить производство на одном из крупнейших НПЗ в стране – в Шведте (мощность – 11,6 млн тонн в год), обеспечивающем нефтепродуктами всю восточную Германию. Коснется это также НПЗ в Лойне, но в меньшей степени, поставки сырья на это предприятие можно организовать из морских портов.
Озвученная немецким ведомством идея с прокачкой нефти из Казахстана через Россию в Германию пока не согласована сторонами.
“По транзиту нефти из Казахстана в Германию заявок нет”, – сообщил “РГ” официальный представитель “Транснефти” – оператора российских магистральных нефтепроводов Игорь Демин. Он уточнил, что немецкая заявка на поставки была, но в ней не было указано, что она касается нефти из Казахстана. Об этом в “Транснефти” узнали из сообщений СМИ.
Казахская нефть прокачивается транзитом через Россию, но совсем не в Германию, а в черноморские порты и балтийский порт Усть-Луга для дальнейшего экспорта морем. Мощности нефтепроводов из Казахстана позволят увеличить прокачку на 7 млн тонн, но возможности нарастить добычу еще меньше – от 2 до 5 млн тонн (по словам главы МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди). Для сравнения, в 2021 году Германия по “Дружбе” получила 17 млн тонн.